В 2018 году направление доставки еды стало одним из самых прибыльных и перспективных в ресторанном бизнесе. В ближайшие пять лет этот сегмент станет самым быстрорастущим в российской онлайн-торговле: к 2022 году прирост здесь достигнет более 26 процентов. Лакомый кусочек от этого пирога хочется отхватить любому ресторатору.
Многие уже задались вопросом о том, как запустить свое направление доставки и как его автоматизировать. Для серьёзных акул ресторанного бизнеса эта задача не составит такого большого труда, как для новичков: процессы уже налажены, ресурсов для развития достаточно. Но даже большие сети могут столкнуться с ненадежными поставщиками и курьерами, и в результате разочаровать своих клиентов. Мы расскажем о том, с какими трудностями рестораторы сталкиваются при запуске направления доставки, и о том, как их преодолеть.
Автоматизация процессов
Если у вас нет программы для учёта в ресторане, то запустить доставку с нуля будет очень непросто. Конечно, можно вооружиться ручкой и бумагой, таблицами эксель и другими древними инструментами. Но такая схема работы не способна выдержать конкуренции с технологически развитыми сервисами, где прием заказов, их передача на кухню и отправка с курьером автоматизированы.
Поэтому обязательно нужно иметь современную кассовую программу, которая интегрирована с программой для учёта и закупок. Только в этом случае доставка будет работать как часы, а вы будете иметь чёткое представление о своей прибыли, среднем чеке на доставку и самых популярных позициях. Логистические партнеры
От правильного выбора партнера по логистике во многом зависит успех вашего направления доставки. Ведь даже если в самом ресторане все процессы налажены, всегда есть вероятность, что ошибётся третья сторона. Поэтому перед ресторанами всегда стоит дилемма
— создавать свою службу логистики или сотрудничать с существующими на рынке компаниями. В первом случае уйдёт много времени и сил на поиск и обучение персонала, зато вы сможете контролировать все этапы доставки. Однако если хочется запуститься "быстро и сразу", приходится привлекать подрядчиков со стороны. Конечно, в таком случае вы больше рискуете. Если ваш партнёр не уложится в отведенное для доставки время, а еда приедет холодной и помятой, клиент будет разочарован. Скорее всего, он не сделает повторный заказ, и вряд ли придёт в ваше заведение. И ему будет неважно, что заминка произошла не по вашей вине. Поэтому не поленитесь изучить отзывы о будущем партнёре. Узнайте, с какими ресторанами он сотрудничает, что пишут клиенты про доставку оттуда. Возможно, контракт с надежной логистической компанией обойдётся вам дороже, но когда речь идет о сервисе, экономить нельзя.
Персонал по доставке
Отсутствие явных преимуществ и возможностей для карьерного роста, низкая оплата и тяжёлые условия труда, недостаточная подготовка
— все эти проблемы делают работу в сфере доставки не очень привлекательной. Ротация сотрудников здесь чрезвычайно высока, и от этого владелец ресторанного бизнеса сильно рискует. Из-за резкой нехватки сотрудников может случиться простой и потеря прибыли. Если вы работаете с водителями и курьерами напрямую, стоит задуматься о мотивационной программе для них. Это могут быть бонусы за совершенные вовремя поездки, ежемесячные премии, корпоративные обеды, обучение, сертификаты на интересные мероприятия и даже устная похвала. Не лишним будет спросить у сотрудников напрямую, какое поощрение они хотят. Так вы покажете, что вам не всё равно, а для работников это станет дополнительным стимулом.
Отслеживание заказов
Точность и скорость
— важные преимущества в сфере доставки еды. Как правило, люди не готовы ждать свой заказ более часа.
Как говорит один из сотрудников ресторана, работающего на доставку: "Мы всегда уверены, что наши повара сделают блюдо вовремя и хорошо. Но после того, как оно покидает порог заведения, мы не знаем, что может случиться".
Чтобы не оказываться в такой неопределенности каждый раз, нужно отслеживать заказы, отправленные с курьером. Для этого есть разные сервисы и инструменты. С ними вы всегда будете в курсе статуса заказа и сможете дать актуальную информацию клиентам. Кстати, для курьеров будет не лишним
приложение с GPS, которое поможет легко добраться до пункта назначения. Стоимость такого приложения невысока, а в выигрыше будут все.
Постоянные клиенты
Сегодня рынок доставки перенасыщен разными игроками, и клиенты могут быстро потерять к вам интерес. Как быть начинающим заведениям, которые не сильно раскручены? Основа лояльности и повторных заказов
— это классный сервис и умение удивлять. Для работы с постоянными клиентами обязательно нужна
CRM-система с историей заказов. Этот инструмент позволит сделать обращение к вновь вернувшемуся гостю индивидуальным, предвосхитить его ожидания и предложить к заказу то, что ему точно понравится. Тогда у вас есть большой шанс, что человек вернется снова.
Таким образом, при должной подготовке процесс запуска и автоматизации направления доставки совсем не сложен. Достаточно знать потенциальные трудности, чтобы с лёгкостью с ними справиться!